Дата: 2015-03-27

Автор: Hule

Всем привет!

Данная статья является плодом лени и нежелания вставать с кресла, втыкать лишний KVM-свитч, и размещать провода ещё один компьютер, а то и два. Иметь дома много ящиков для старых игрулек может далеко не каждый, занимают места они очень много, да и железо не вечное, а старые винты имеют шанс словить клин после 45 тысяч часов работы. Поэтому сегодня мы рассмотрим беспроигрышный вариант для старых игрушек, в частности, домашняя виртуализация! Варианты для линукса и гипервизоры в расчёт не беру, ведь всё дело происходит дома, у кого, например, стоит Win 7-8-10 x64, где он играет в свой Крузис. Доля пердолинга стремится к нулю, а удовольствие от игры должно быть таким же, как на отдельной машине. Это есть главное условие задачи: обычными домашними средствами достичь желаемого.

Сегодня в тестах будут:

- VMWare Workstation 7

- VMWare Workstation 11

- VirtualBox 4.3.26

- XP Mode, основанное на Windows Virtual PC в Win7 x64 Pro.

Я использую лицензионную Win7Pro SP1 x64.

Конфигурация тестового стенда:

- ASUS P7P55D;

- Core i7-860 2.8 GHz;

- 8 Gb DDR3 1333 MHz;

- HDD WD Black 250 Gb в качестве системного винта + Seagate Barracuda 2 Tb в качестве основной хранилки;

- GeForce GTX 550 Ti 1 Gb;

Для всех виртуальных машин была принята единая конфигурация:

- 2 ядра 4 потока;

- 2048 Мб выделенной памяти;

- ускорение 3D, выделение видеопамяти 128 Мб - 512 Мб (по возможностям виртуалки);

- 40 Гб жёстко зафиксированного места;

- разрешение экрана 1024х768;

Для начала рассмотрим VMWare Workstation 7

Выбор пал очень быстро - эта виртуалка у меня уже была в наличии, я использовал триал, ведь программа платная, а лишних денег у меня нет. Быстродействие ХР в обычном режиме такое, как и должно быть, всё нормально открывается, работает так, как должно работать на добротной виртуальной машине. Из игр есть чёткий список, практически разделённый по годам:

- Quake II

- No One Lives Forever 2;

- Painkiller;

- Ex Machina;

- Left4Dead 2;

Ex Machina на семёрке х64 работает нестабильно, вылетает и может в один день просто перестать загружаться до конца при попытке начать игру. Остальные игры, даже вторая квака, работают прекрасно и на этой системе.

Такая игра, как Quake II, работает замечательно едва ли не на любом ведре с гайками.

NOLF2 запустился после некоторых плясок с бубном, стартанул только на самых низких настройках, а потом перестал подавать признаки жизни. После перезапуска повторить успех не удалось, возможно, что правильная подборка настроек заставит игру работать снова. Но в те моменты, когда она работала, быстродействие было отличным, графика радовала, и игралось всё как надо.

Следующим этапом будет Painkiller, который шёл даже на Celeron 1200, 256 Mb SDRAM и GF2 MX 32 Mb. Шёл так себе, но шёл. Как он будет чувствовать себя на виртуальной машине?

Поигравшись с настройками обнаружилось, что игра ведёт себя аналогично софтовому режиму. Нагрузка на процессор показывает, что вся графика идёт через него. Поведение игры чуть лучше, чем во время работы с библиотекой SwiftShader.

Любые спецэффекты заметно снижают производительность. Смена разрешения не так фатальна, и можно даже без особого дискомфорта поставить средние настройки качества текстур и разрешение дисплея виртуалки. Если хочется дать компьютеру понапрягаться - можно включить фильтрацию. Оба выделенных ядра были загружены на 75-100%.

Следующей игрой должна быть Ex Machina, которая на семёрке ведёт себя плохо, и из-за которой и возникла надобность собирать виртуалку или отдельный комп.

На средне-низких настройках она пошла неплохо, иногда подтормаживала, во время стрельбы оба ядра были нагружены на 80-100%, а любые огоньки и взрывы вызывали просадку кадров. Аналогично Пэйнкиллеру действует смена разрешения и качество текстур.

Потом идёт работающий не на всех старых картах L4D2.

Добавить особо нечего, поведение похоже и полностью предсказуемо.

Но это доказало, что в VMWare Workstation 7 есть шейдеры 2.0, которых недостаёт, например, в GMA X4500, и по мощности суммарно получается что-то на уровне Radeon 9550 128 Mb.

Как итог: VMWare Workstation 7 более-менее подходит для старых игрушек. Возможно, что не все будут запускаться адекватно, но все игры не перепроверишь.

Следом идёт VMWare Workstation 11, пробную версию можно скачать с официального сайта. Заявлена поддержка Direct3D  в полном объёме, да ещё и с выделением видеопамяти! Третьи шейдеры, OpenGL 2.1 и сотни других мощных плюх, которых не было раньше, кому интересно - сравните обязательно.

Пришлось немного повозиться, чтобы клонировать имеющуюся машину с ХР и сделать ей апгрейд для того, чтобы была возможность выделить видеопамять. Я забрал у видеокарты 512 Мб памяти. Всё это делается простым, как топор, способом, и в пердолинге не нуждается.

Всё заиграло новыми красками! Я просто вброшу все скрины сюда, а потом сделаю один классный итог:

Эти ребята сделали такую штуку, о которой раньше только мечтать можно было! Я не говорю про гипервизоры и всякие серверные штуки, Linux-пердолинг QEMU и прочие штуки. Я говорю о простых пользователях, когда не хочется доставать из чердака/кладовки системник и сильно-пресильно вникать и пользоваться непривычными и непростыми методами. Тем более, речь идёт о том, как идут старые игры, а тут они идут просто замечательно. Да, в Parallels Desktop уже была поддержка 10-го DirectX, но у нас тут домашняя виртуалка для себя, которую сможет установить и сделать обычный опытный пользователь, применив немного соображалки.

У VMWare есть один недостаток - она сильно платная. VMWare Player Pro стоит около 7 тысяч рублей с мартовской скидкой, а полновесная VMWare Workstation 11 со скидкой стоит больше 10 тысяч. Есть ли у нас альтернатива? Сейчас посмотрим:

VirtualBOX, он вполне бесплатен и работает достаточно неплохо. После установки расширений увидел графический адаптер. Под него было выделено 128 Мб памяти, в остальном конфигурация осталась той же самой.

Первым делом решил взять любимый мной Painkiller. Он запустился, но изображения на экране не было. Меню работало, музыка играла, но на экране было пусто.

Потом я решил попробовать относительно новый, и, в то же время, старый Killing Floor. Он шёл даже на Riva TNT2 16 Mb. Даже, скорее, полз, чем шёл.

Он так пополз, как будто действительно шёл на Riva TNT2, и монстров глючило очень сильно. Мощность ускорения в VirtualBOX была очень так себе.

Зато более старый Unreal Tournament 99 пошёл довольно резко. Правда, с мышью были проблемы, да и подтормаживало иногда очень даже.

Играть трудно, потому что скорость мыши прыгает сама по себе. Графоний тоже так себе, но зато бесплатно. Более старые игры виртуалка тоже потянет. 2D на примере Gungirl 2 работает без проблем.

Для современных игрушек VirtualBox не подойдёт.

Остался третий в нашем списке, старый-добрый XP Mode в Windows 7, в восьмёрке такой штуки уже нет.

Скачивается всё с оффсайта Microsoft. Устанавливается просто, я выделяю 2 Гб ОЗУ, привычное место, и первый же UT99 кладёт XP Mode на лопатки. Игра поползла на низких настройках в 640х480 и странно вела себя с мышью. Эмуляция какого-либо 3D тут не предусмотрена, а сам анрил дал потрогать только софтовый рендер.

Возможно, я что-то упустил, и какие-то положения звёзд влияют на какое-то определённые игры, но всего не усмотреть, а я глядел только приблизительную производительность именно для трёхмерных игр только на простых домашних виртуалках, не требующих особого вмешательства.

Бесспорный победитель - это VMWare Workstation 11. Немного плюсов и минусов:

+ легко настраивается

+ высокая скорость;

+ нагрузка на процессор ниже, видео идёт через видео;

+ работают и старые, и более новые игры;

+ вместо ящиков можно засунуть всё на ноутбук, например;

- стоит много денег;

- за эти деньги можно найти 10 пентиумов 4, и хватит ещё на 2 ящика чешского пива;

- нужен достаточно мощный компьютер;

- для любителей железа нет никакого интереса;

- виртуальная машина может какие-либо игры отображать неправильно;

- не так тепло и лампово, а то как же иначе;

У меня нет денег на дорогую виртуалку но вы всегда можете своровать её на свой страх и риск , поэтому я собрал себе Р4 3.00 ГГц на 945-ом чипсете под 478-ой сокет... ШТО?

Да, есть у меня один такой экземпляр, ASRock P4i945GC, чудо-зверь с поддержкой двух ядер и невозможностью воткнуть два ядра никогда, с ДДР2 и даже PCI-E. А это уже в следующий раз.


Поделиться ссылкой:
Facebook Twitter ВКонтакте
Тэги:  Виртуальные машины железо

Комментарии (8 шт.)
[2015-03-29] Bishik
Не вижу особого смысла так заморачиваться т.к. нет большой проблемы установить второй системой ХР. Лично для меня это намного легче сделать чем мучиться с виртуалками. Другое дело пытаться запускать игрушки времен DOS и Windows 95/98, вот тут уже настоящие сложности возникают, 98 можно поставить только на реально старый комп и работает эта система стабильно на сколько знаю только в виртуалке Microsoft Virtual PC 2007, а она в свою очередь не поддерживает аппаратное ускорение.

[2015-03-29] Newbilius
Bishik, не всё так просто.
Ну скажем DOS-игры ещё неплохо запускаются в DosBox'е.

А вот XP поднять может и понадобиться: например, StarForce в некоторых старых играх например не стартует ни на чем старше XP, отучалка есть не всегда. Вот так вот получается, есть лицензионный диск, а запустить никак.

И "второй системой установить" не всегда удобно. Теряется многозадачность, когда у тебя весь софт и инфраструктура настроена в 7/8ке, а несколько игрушек в XP-шке. Туда-сюда перезагружаться? Да ну нафиг, если виртуалка тянет без проблем.

[2015-03-29] Hule
Далеко не всегда есть возможность нормально поставить ХР, на некоторые матери перестали выпускать дрова, да и поддержка уходит в прошлое, а виртуалка всегда остаётся, её легко переносить с одного компа на другой, сохраняя все настройки и файлы. Даже на работе можно подключить к VMWare ESXi, например. Жёсткие диски умирают, железо дохнет, а этакий софтовый компьютер останется жив до тех пор, пока его не забудут. Могу сделать тест старых игр на 98-ой винде на виртуалках, посмотреть, как оно будет работать.

[2015-03-29] Bishik
Newbilius, каждому свое, согласен, нюансов множество.

Hule, по поводу виртуализации 98 и запуска игрушек поддерживаю, лично мне было бы очень интересно почитать как у тебя это получится! А если Newbilius на своем канале на YouTube снимет еще про это целый обзор то вообще шикарно будет)

[2016-07-16] Kukuvsvs
Добрый день, очень полезная статья.
Можно ли ожидать подобный обзор для юникс-платформ и дебиан в частности?

[2016-07-24] Hule
Если будет достаточно времени, а так можно было бы попробовать.

[2017-03-16] k0t0v0d
добра, сам подобный подбор делал, в поисках виртуалки под старые добрые игры. Хорошего нет ничего, поэтому как тут уже предлагалось собрал себе Целерон 1200 на 370 сокете. Мог бы и лучше, но заморочался поиском материнки с ISA и под АТХ формат.. .нашел... не сильно известная фирма - но всё есть. Зачем ISA - гордый обладатель "мультиконтроллера OPTI -930" , там есть разъем под wavetable , который я себе в свое время нашел и MIDI темы в играх получились шикарными. ОЗУ добил до 512, ибо вынь98 выше и не знает в обычных то режима... хард что-то типа 40-80 , уже и не помню и видео типа 5200 на 128 памяти .

[2019-03-30] megamanyoutuber
3Д Графика может заработать на Virtualbox. Но не всегда, например на моем ПК из 2010 у меня получилось сделать 3Д рабочим, а на Intel Celeron N2840 ПК. Почему то нет.


© Дмитрий Newbilius (программист)
и Дмитрий Hule (админ)
2010-2024 г.