Дата: 2020-02-09

Автор: Hule

Всем привет, меня зовут Дмитрий, и это очередная статья OLD-HARD!

Сегодня мы поговорим о старом фотоаппарате, возраст которого превышает десять лет, а именно полупрофессиональный репортажный Nikon D200. Анонс состоялся первого ноября 2005 года, т.е. самой старой из этих камер сейчас чуть более четырнадцати лет, стоила она тогда по версии одного из российских магазинов около 57 000 рублей, в пересчёте на наши деньги с поправкой на курс доллара камера обойдётся почти в 110 000 рублей с небольшой корректировкой в большую или меньшую сторону. Найти точную информацию по ценам в 2005 году сложно. По некоторым данным цена стартовала от 1700 долларов за рубежом.

Сейчас, в начале 2020 года, Nikon D200 может позволить себе каждый. На вторичном рынке в Санкт-Петербурге предложения стартуют от 5000 рублей. Но примерная цена этого фотоаппарата сейчас в хорошем состоянии с небольшим пробегом 15-45 тысяч фотографий составляет 7-8 тысяч рублей. Я купил свой экземпляр за 8000 рублей с пробегом 19 тысяч снимков. И можно ли обмануть систему, если купить старый полупрофессиональный репортажник за копейки и круто снимать на лету? Тут нельзя сказать однозначно. Я бы назвал этот обзор «да, но…», поскольку камера и всем хороша, и одновременно имеет в современном мире те недостатки, которые раньше, в годы, когда эта камера выпускалась, так в глаза не бросались.

Мой экземпляр неплохо сохранился, лишь резинки с годами немного пострадали, но это понятно – камера прошла через двух фотографов до того, как попала ко мне, отработала столько лет в разных условиях. Как показал осмотр, пыли на зеркале и матрице нет, в видоискателе – тоже, никаких потёртостей и следов постоянной эксплуатации в экстремальных условиях. Аккумулятор уже был совместимый, куда делся родной – неизвестно, в остальном комплектация полная, коробка, документы, даже две карты памяти на 1 Гб и 4 Гб достались в подарок.

В Интернете многие сравнивают Nikon D200 с автоматом Калашникова и танком Т-34, поскольку фотоаппарат в полностью магниевом прорезиненном корпусе помимо защиты от пыли и влаги быстро снимает в любую погоду. По некоторым комментариям и впечатлениям с разных форумов и обсуждений, затвор отрабатывает несколько сотен тысяч кадров без проблем. Ходят слухи, которые сложно проверить сейчас, что затвор одной камеры прошёл 870 тысяч. Но то, что он ходит больше своего гарантированного ресурса – чистая правда.

В руке камера сидит отлично. Скажу честно, что лично для меня хват на D200 удобнее, чем на D750. Она увесистая, но не слишком тяжёлая. Внешне эта камера уже не смотрится настолько старой, как Nikon D70 из 2004 года. Эргономика D200 отличная, все необходимые кнопки и переключатели находятся под рукой. Интересно здесь и то, что переключатели режимов аппаратные, которые не нужно настраивать из меню или зажимать кнопки, можно поменять экспозамер и фокусировку вслепую, что может быть полезно при часто изменяющихся условиях съёмки. Внешне камера отличается от предшественника D100 и имеет больше внешнего сходства с флагманом D2.

Огромный дополнительный монохромный дисплей, такой ставился только на Nikon D200, D300 и никуда больше. По правде сказать, такой размер дисплея действительно не нужен, всю информацию можно разместить компактнее. Ведь на D7100 он куда меньше, в сравнении с D750 даже говорить нечего.

Также в этой камере совсем нет предустановленных режимов «для домохозяек» типа «пейзаж, потрет» и т.п. Поэтому для начинающих эта камера вряд ли подойдёт. Для новичков есть младший брат Nikon D80 на той же матрице, который «из коробки» будет проще в освоении и лучше работает с камерным жпегом.

D200 умеет сохранять снимки в RAW+JPEG с разными настройками качества. Но в обзоре используются фотографии, конвертированные из RAW без обработки сразу в JPEG программой Capture NX. Adobe Lightroom вносит свои коррективы.

Экран вырос до двух с половиной дюймов и получил разрешение в 230 000 пикселей, он намного лучше, чем на D70, но всё равно мало годится для полноценного просмотра отснятых кадров, поскольку качество изображения оставляет желать лучшего. Под поцарапанным защитным экраном всё выглядит не очень хорошо. Без защитного экрана ситуация лучше, но ненамного. К слову, у более дорогого Canon 5D экран в то время составлял те же 2,5 дюйма с тем же самым разрешением и не лучшим качеством изображения.

Видно то, насколько отличается внешне D200 от чуть более старого D70. Кнопки стали больше, логичнее, все переключатели вынесены так, чтобы можно было легко дотянуться. Для настройки некоторых параметров не нужно заглядывать даже в дополнительный монохромный дисплей. По камере D7100 можно увидеть то, что основные элементы видоизменились, но общая компоновка осталась примерно той же.

Как ни странно, D70 даже выше, хоть и немного. Кнопки курсора на камерах D70 и D200 неудобные. А в D200 есть ещё и центральная кнопка, на которую непросто нажимать, палец норовит соскочить в какую-нибудь сторону. Эта особенность перешла в D300 и была устранена в D300s, и выглядит теперь примерно так, как и на D7100.

Настолько большой дополнительный дисплей, скорее, не нужен, ведь даже в небольшой от D70 входит всё, что нужно.

Раньше в этом дисплее отображалось положение точки фокусировки. Сейчас этих точек слишком много.

Камера без проблем использует как современные объективы, так и старые объективы без мотора фокусировки, поэтому все дешёвые «полтинники» на f1.8 и старые зумы f2.8 к вашим услугам. Также в камеру можно добавить до пяти мануальных объективов. На камере Nikon D200 впервые появилась всё ещё актуальная система автофокуса Multi-CAM 1000 с одиннадцатью точками фокусировки, из них одна центральная является крестообразной. Датчик имеет 1005 сенсоров. Эту систему можно увидеть не только в следующих камерах типа D90 и D3100, но и в более новых бюджетных D3400 и D3500. Зачем менять то, что и так хорошо работает? Автофокус неидеален, но хорош. Правда, в условиях недостаточного освещения начинает промахиваться.

В этой камере неплохая скорость серийной съёмки – 5 кадров в секунду, буфер – двадцать два кадра, можно четыре секунды держать кнопку спуска и получать длинную серию. Такого нет в куда более современной камере Nikon D7100, в которой микроскопический буфер в 5 кадров при 14-битном цвете съедается за секунду. Скорость обмена данных с картой памяти средняя. D200 использует карточки Compact Flash, жаль, что не имеет возможности для вставки одновременно двух карт. Самому протестировать скорость в полном объёме не удалось, поскольку современных быстрых карт на 32-64 Гб в наличии нет, только старые 8 Гб 133х или 4 Гб 120х, на которых скорость записи достаточна для неспешных прогулок с небольшими сериями. Но есть слухи, что и с более скоростными картами камера работает не так быстро, как хотелось бы – сказываются технические ограничения. Правда, в 2005 году карты памяти на 32 Гб со скоростью 600х ещё не производились. Камера без проблем переживёт большой объём памяти.

Самая короткая выдержка здесь - 1/8000 секунды. Не у всех более современных камер есть такое. А также умеет в нестандартные значения типа 1/90 и 1/750 секунды. Умеет быстро синхронизироваться со вспышками.

Вроде бы, всем эта камера хороша. Кроме матрицы. Она одновременно является и её достоинством, и её же недостатком. Поскольку здесь установлена ПЗС-матрица Sony ICX-483-AQA, то она не позволяет снимать видео (что может не причинять неудобств), у неё низкий динамический диапазон и высокие шумы на высоких значениях ISO. С одной стороны из-за технических особенностей мы получаем «ламповую» картинку с приятными шумами на сравнительно низких ISO, с другой стороны о динамичных сценах в темноте придётся забыть. Камера слишком сильно шумит на ISO 1600 и даже 1250, не говоря уже о 3200. Детали снимка пропадают настолько, что кадр становится похожим на кашу из пикселей. На высоких ISO могло бы быть меньше шума, если бы туда поставили КМОП-матрицу, но тогда эта камера называлась бы Nikon D300.

Разрешение матрицы – 10,2 мегапикселей, то есть 3872х2592 пикселя. Это уже гораздо лучше, чем 3008х2000 на D70 и позволяет уже немного обрезать кадр, если нужно. Но такого пространства для манёвра, как в 6000х4000, конечно же нет. В наше время, когда уже есть дисплеи 4К, даже десяти мегапикселей мало.

В хороших условиях D200 позволяет получать отличные снимки. Можно сказать матрице «спасибо» за такой тёплый оттенок. Конечно, низкий динамический диапазон плохо сказывается на тенях и не очень хорошо ведёт себя в плохих условиях съёмки, но для процесса в хорошем и удовлетворительном свете это не так критично. Конечно, по «жирности» картинки этой камере далеко до полного кадра, но снимки на D200 «из коробки» выглядят лучше, чем на тот же D7100. Изначально снимки выглядят более контрастными, но, увы, возможности обработки весьма ограничены, и на D7100 можно картинку вытянуть из пересвета или недосвета с большей вероятностью.

Как пишут на разных сайтах, D200 – это младший брат флагманской D2X. Но она превосходит предшественника D100 по всем параметрам и относится ко второму поколению цифровых зеркальных камер от Nikon. Является конкурентом вышедшей в апреле 2005 камере Canon 5D, но вот по ценам они очень сильно различаются между собой, ведь полнокадровый 5D стартовал от 3299$, а это почти в два раза дороже. Правда, противопоставлять их друг другу не совсем корректно. Canon 5D – это не репортажная камера с полноразмерной КМОП-матрицей, которая лучше работает с высокими ISO. А ещё использование Canon 5D на длинных сериях может привести к такому явлению, как отвал зеркала! Такой эпизод на моей практике был. И да, на вторичке Canon 5D стоит также почти в два раза дороже Nikon D200, соотношение цен практически сохранилось. И скажу честно, что хват на Nikon мне в итоге понравился больше, эргономика лучше, но это только по моему мнению.

Поскольку впечатления – это одно, а теория – это другое, то переходим к тестам. В забеге участвуют три камеры – Nikon D70, D200 и D7100. В наличии также объективы Nikon 18-55mm f/3.5-5.6G AF-S VR DX Zoom-Nikkor, Nikon AF-S DX Micro-NIKKOR 40mm f/2.8G и Nikon AF Nikkor 35-70 mm f/2.8D. Первый тест камер – в помещении, макросъёмка, освещение от настольной лампы. Диафрагма f/5.6, экспозамер матричный, фокусировка по центру.

Камера установлена на штативе. Положение штатива остаётся прежним, для смены камеры достаётся только площадка. Правда, как оказалось, сам штатив не очень подходит для смены камеры, поскольку слишком лёгкий и не очень устойчивый без дополнительного груза, и его легко немного сдвинуть с места. Даже если сам штатив никуда не двигается, то вот «голова» у него трясётся от каждого лёгкого движения. И от движения затвора тоже.

Поскольку в D70 нет значения ISO 100, все камеры начинают с ISO 200. Все фотографии были изменены до разрешения 3008х2000 пикселей, чтобы вместе с D70 могли встать в один ряд.

В данном случае можно наблюдать то, что картинка на D70 не такая насыщенная, как на D200, но кажется более чёткой. В таких условиях D7100 вышел победителем с лучшей цветопередачей, проработкой деталей и лучшим контрастом, что совсем не удивительно.

На следующих настройках разницы с предыдущими практически не видно.

На ISO 500 уже наблюдаются существенные изменения у D70, потеря контраста и появление шума. На D200 пока наблюдается только небольшой шум. D7100 показывает практически идентичный ISO 200 результат.

На ISO 800 D70 почти не теряет контраста в сравнении с 500, но зато добавляет больше шума. D200 незначительно теряет в контрасте и также сильнее шумит. На D7100 изменения минимальны.

ISO 1250 показывает заметное снижение контраста у D70, на D200 дела обстоят чуть лучше, но у обеих камер есть сильный шум. Из-за потерянного контраста на D70 фотография выглядит светлее и чётче, что потом ещё сыграет свою роль при плохом освещении на других тестах. D7100 по-прежнему показывает хорошее качество картинки, немного уменьшенный контраст и чуть больший уровень шума по сравнению с предыдущими снимками.

Для D70 и D200 ISO 1600 уже резко портит всю картинку. Если на предыдущих фотографиях цвет ещё хоть как-то сохранялся, то сейчас шум слишком высок, а насыщенность потеряна. Опять же из-за худшего контраста D70 получается светлее, хотя D200 лучше сохраняет цвет. Для D70 ISO 1600 является также и самым высоким. D7100 снова показывает незначительные изменения в сравнении с предыдущим значением.

ISO 3200 на камере D200 является программным и пишется в камере как Hi 1, качество снимка резко упало, разница с 1600 слишком велика. На D7100 шум есть, но он всё ещё не доставляет неудобств. И лишь на ISO 6400 камера D7100 показывает цифровой шум, но он всё ещё остаётся приемлемым в данных условиях.

Следующий тест проводился на улице в солнечный день, камера также устанавливалась на штативе, объектив Nikon AF Nikkor 35-70 mm f/2.8D, диафрагма f/9, экспозамер матричный, фокусировка по центру.

При естественном освещении фотография на D200 выглядит более контрастной даже по сравнению с D7100 в этом варианте «по умолчанию». Что интересно, камерный JPEG показывал примерно ту же картину. Правда, сравнение камерных жпегов некорректно, поскольку в камерах D200 и D7100 есть настройка на сохранение RAW+FINE, в то время как на D70 есть только RAW+BASIC, поэтому все кадры делались в RAW с перегоном JPEG как есть фирменной утилитой Capture NX.

Заметно, что на D7100 присутствует больше синего цвета, и по условиям на улице снимок D200 является наиболее близким к тому, что было на самом деле. D70 находится где-то посередине.

Снимки практически идентичны, разве что у D7100 чуть сменилось положение самой камеры, поэтому получилось светлее.

И снова наблюдается падение контраста у D70, тогда как D200 и D7100 идут с мельчайшими изменениями по сравнению с предыдущими вариантами.

На ISO 800 разница уже бросается в глаза, и снимок D70 снова потерял в контрасте, а в тенях проявил больше шума. D200 пока незначительно потерял контраст, но заметно прибавил шума, особенно в тенях. D7100 чуть-чуть потерял в тенях и показал небольшой шум, который трудно заметить, если не пересматривать два снимка несколько раз и не разглядывать их на двух одинаковых мониторах.

И снова та же картина, что и в прошлый раз, D200 лучше сохраняет контраст, но проигрывает в шумах D70. D7100 незначительно изменяется, шум в тенях растёт, но цвета по-прежнему остаются насыщенными.

При ISO 1600 разница у D70 и D200 по сравнению с ISO 1250 почти не видна, шума на D200 стало больше, для D70 же практически ничего не изменилось. D7100 сделал тени более светлыми, но качество картинки всё ещё остаётся похожим на ISO 200, если не считать возросший шум и менее насыщенные оттенки. Небо чуть теряет в цвете, но незначительно.

Чудовищный шум на D200 при ISO 3200 очень хорошо виден в тёмных участках, да и на светлых он весьма заметен. D7100 как обычно вышел победителем при небольшой потере в контрасте и всё ещё терпимом уровне шума.

Следующий тест сделан с рук на f/9, ISO 200 и выдержке 1/200 примерно с одной точки. Можно увидеть разницу, как эти камеры отрабатывают один и тот же пейзаж.

Освещение было одинаковым, но D200 выглядит натуральнее. В постобработке D7100 всегда можно дотянуть до нужных параметров, а вот D70 и D200 этим похвастаться не могут – динамический диапазон более узкий, потому и возможностей в обработке меньше.

Так получается, что в хорошем свете картинка на D200 более натуральная «из коробки», но при плохом свете ПЗС-матрица проигрывает куда более современной КМОП-матрице во всём. Правда, сравнение не совсем корректное – для подобных тестов необходимо взять что-то более близкое, например, Nikon D300, D90 или хотя бы D7000. Ещё интересно взглянуть на сравнение D2X и D200, но D2 всё ещё стоит приличных денег, поэтому для начала на него надо накопить. Есть ещё двоюродный брат Fujifilm S5 Pro, который обладает схожими с D200 параметрами и такой же тушкой, но несёт на себе другую матрицу в технические 12 мегапикселей и реальных 6 мегапикселей, но найти дешевле 15 тысяч рублей Fujifilm S5 Pro не доводилось, а в момент покупки D200 их в Санкт-Петербурге просто не было в продаже. Можно заказать из-за океана, но тогда это будет очень недёшево и рискованно, так что как-нибудь в другой раз.

Тесты проводились так.

Снято, соответственно, на Nikon D200.

Поскольку хороший свет помогает выявить сильные стороны D200, то вспышка станет неплохим приобретением. Камера прекрасно работает с современными вспышками. При студийном свете всё работает отлично.

Камера прекрасно работает с синхронизаторами, с никоновскими вспышками и легко управляет группой вспышек с помощью импульса. Если нет желания тратить деньги на оригинальную вспышку, то всегда можно купить аналог типа Yongnuo и на вторичном рынке в том числе.

При наличии достаточного света и хотя бы одной вспышки отлично подойдёт для предметных фотографий и фото еды. Да, снимать еду можно не только для себя, но и для коммерции. Правда, D200 предъявляет повышенные требования к свету, и накрутить ISO выше 500 уже не получится.

Хорошая погода и пейзажи – отличное применение для D200.

Длинная серия и цепкий автофокус позволят несколько секунд «вести» белку, как она скачет по деревьям, а в конце концов поймать её.

Несмотря на то, что D200 является репортажной камерой своего времени, в темноте, в плохом изменяющемся свете и при интенсивном движении камера наводится долго. Поскольку ISO 3200 – это лишь программное значение, то использовано ISO 1600 с выдержкой всего 1/80, чтобы можно было снять хоть что-то. Такой выдержки и ISO 1600 очень не хватает для концертной съёмки в клубах, там и D7100 чувствует себя не очень хорошо. Без хорошей камеры с ISO 6400 лучше в такие клубы не соваться.

В другой день освещение было чуть лучше. Пример исходника на D7100 при ISO 3200 и 1/80

Та же самая группа при том же самом свете на D200 с ISO 1250 и 1/80

И дело не только в том, что кадр просто темнее – слишком большие шумы даже на 1250, когда на D7100 и 3200 всё выглядит намного лучше.

Для ПЗС-матрицы всё же условно есть место в концертной съёмке, но только в том случае, если свет яркий. Тогда и шумы видны не так сильно. D70 в своё время неплохо справлялся в клубе ZAL. Но, как бы сказать, 15-20 успешных фотографий на 1250 – это очень слабый показатель. Нет смысла мучить старичков на ПЗС-матрице такими съёмками. Можно было бы частично всё свалить на объектив, но 35-70 – это объектив от плёночной камеры, который с лёгкостью может разрешить эти 6 мегапикселей.

Есть практически идентичные кадры, сделанные на D70 и D7100.

Nikon D70:

Nikon D7100:

Разница в цвете налицо. Понятно, что там присутствует обработка – хранить исходники в таком объёме очень сложно, но суть ясна.

Раз у D200 много шумов на высоких ISO, то можно использовать это как художественный приём.

ISO 1250 в сумерках даёт хоть и шумную, но неплохую картинку. Как ни странно, шум не превращает всё в цветную кашу, изображение всё ещё остаётся годным для дальнейшего использования.

Ещё в декабре я проводил тесты с рук в центре Санкт-Петербурга, но из-за того, что условия часто менялись, тесты нельзя считать корректными. Но и там было ясно одно – при плохом свете D200 промахивается и шумит.

В качестве итога можно сказать, что камера приобреталась для души за небольшие деньги при наличии приемлемой оптики, которая позволяет раскрыть потенциал Nikon D200. Я уже заранее знал, что от старой ПЗС-матрицы не стоит ждать чего-то хорошего на высоких ISO, догадывался, что она в темноте будет промахиваться даже при длинной выдержке, что она будет использоваться нечасто для прогулок, чтобы сразу получать фотографии с приятном лично мне цвете и иногда, если будет необходимость, длинной серией успеть поймать какой-то момент. В 2020-ом году эта камера переходит в разряд «для души» и может подстраховать в какой-то момент, но для более серьёзных съёмок уже мало подходит.

В конце выложены фотографии в оригинальном размере (кроме склеек, они в 3008х2000).


Поделиться ссылкой:
Facebook Twitter ВКонтакте
Тэги:  old-hard Фото железо старое против нового

© Дмитрий Newbilius (программист)
и Дмитрий Hule (админ)
2010-2024 г.