Дата: 2019-08-06

Автор: Hule

Всем привет, меня зовут Дмитрий, и это очередной выпуск шоу OLD-HARD!

Система на двух Athlon MP 1600 МГц - штука заманчивая. Поскольку в прошлый раз на Windows 7 https://old-hard.ru/articles/2x1900mp особыми успехами она не блистала, то решено было попробовать эту систему на ХР в 2019-ом году, как оно будет работать и чем будет отличаться. Установка ХР на этот аппарат в чём-то проще, поскольку система автоматически находит контроллер, распознаёт жёсткие диски и приводы. Для того, чтобы не ломать уже имеющуюся "семёрку", я просто взял другой винт из коробки, благо их у меня ещё много. Один 80 Гб будет использован под систему, второй - под игры и хранение файлов.

Когда в последний раз вы пользовались перемычками?

Поборов лень, я пересадил комплектующие из какого-то корпуса Airtone из тончайшего кривого металла в добротный старый Inwin, чтобы оно и гудело меньше, и поток воздуха был лучше, да и места в этом Inwin заметно больше. Красоту будем наводить потом при финальной установке всех железяк.

Оказалось, что блок питания, который стоял здесь, имеет дефект по линии 12 В, посреди установки отвалились жёсткие диски и привод. Поэтому пришлось сменить БП на какой-то Real Power 400 Вт, лишь бы работало.

Установочный диск - оригинал.

Забавно сейчас смотреть на текст, который отображается во время установки.

Хорошо, система встала без проблем. Сейчас там Windows XP SP2 версии 2002. Видится 3,5 Гб ОЗУ.

На всякий случай ещё раз протестировал Radeon X1650 Pro, но у него по-прежнему не было изображения на экране, хотя система загрузилась на фоне. Но для полноценного теста нужна самая мощная видеокарта без моста PCI-E - AGP. На работе среди хлама отыскался, как оказалось, живой, хоть и потрёпанный Radeon X800 Pro 256 Mb 256 bit. Есть версии карты с шиной 128 bit, и она заметно медленнее. Также есть версия со 128 Мб видеопамяти. Нам с этой картой повезло. Только одна беда - оригинальное охлаждение сейчас представляет собой лишь пластину, которая не крепится никак. 

Поэтому придётся лепить это как придётся. Нашлись и болты с пружинами.

Только они попались от другой видеокарты, прижим радиатора к кристаллу был слабый. Придётся колхозить что-нибудь более мощное. Возьмём другие пружины, которые когда-то прижимали радиаторы северного моста, другие болты и шайбы, чтобы оно было более-менее ровным и хорошо всё держало. Пружины упираются в шайбы и на месте ходят немного, но это можно поправить. 

С охлаждением чуть сложнее. Были у меня свободные вентиляторы от охлаждения диска. Один из вентиляторов слегка дребезжит, для винта это было бы критично, но для наших тестов сойдёт. Это гораздо проще завинтить в радиатор, нежели придумывать очередное хитроумное крепление интеловских кулеров.

Ну что, Twin Frozr XS для бедных? Охлаждает эта штука очень хорошо. В сочетании с плотным соединением радиатора с видеочипом и новой пастой температура адаптера практически не поднимается. Два вентилятора лупят на полную, но в шуме процессорного кулера это теряется.

Однако, для того, чтобы всё работало, нужно найти ещё подходящую версию драйверов ATI. Помнится, когда-то я держал три версии драйверов для того, чтобы играть в разные игры без проблем. 

Только оказалось, что драйвер не устанавливается туда. Или устанавливается, но не работает. Путём долгого перебора разных решений я понял, что дело в прерываниях, которые использует видеокарта. Отключил в BIOS'е MIDI- и Game-порты, видеокарта заработала как надо. Возможно, это случилось из-за того, что видеокарта устанавливается как два устройства - Primary и Secondary. 

Поскольку XP версии 2002 может быть опасно выпускать в Интернет, то можно эту систему обновить до последней возможной версии. Для этого устанавливаем вручную SP3.

После всех манипуляций объём ОЗУ сократился до 3,25 Гб. Нам, конечно, больше 2 Гб вряд ли бы понадобилось, но всё равно немного обидно. Эта версия XP тоже далеко не новая. Серверы обновления для этой ОС ещё в строю, поэтому хотим обновиться с Windows Update.

Устанавливаем агент.

Затем ломимся на сайт и пробуем загрузить какие-нибудь обновления.

Всё бы ничего, но через сайт система говорит нам, что не удаётся установить один из пакетов, что-то там о проверке подлинности системы. Что самое интересное - в системе он уже установлен. Идём другим путём и накатываем ещё несколько накопительных обновлений вручную. Ставим в реестре запись о том, что система у нас непростая, поскольку для терминалов обновления 2003 выпускались аж до апреля 2019, то и мы хотим обновиться. На свой страх и риск, конечно.

 Windows Registry Editor Version 5.00 [HKEY_LOCAL_MACHINESYSTEMWPAPosReady] "Installed"=dword:00000001

Система пошла втихую обновляться.

Только вот загрузка системы ни разу не тихая.

Для того, чтобы из-под XP выйти в интернет, можно использовать старую версию Google Chrome. В ней даже нормально работает Youtube.

Только оказалось, что всё напрасно, и прироста производительности относительно Windows 7 на глаз не заметно вообще. Видео как тормозило, так и тормозит, страницы загружаются с задержками, так что с точки зрения ресурсов системе без разницы, какая ОС стоит. Памяти занято меньше - это да, но её у нас с избытком.

Также на этом компьютере была проблема с установкой драйверов звуковой карты. Многие сайты отображают устройство как Realtek, но на самом деле это AMD-768 AC'97 Avance, именно AMD-768, и никак иначе. Такой драйвер я нашёл у себя на другом диске, почему-то Интернеты предлагают Realtek. 

Синтетические тесты не дали никаких значимых отклонений по очкам от тестирования на Windows 7, поэтому я их здесь приводить не буду. Количество попугаев в тесте CPU Queen из AIDA64 на ХР где-то на 100 ниже, чем на Win 7, что не очень понятно, но это всё мелочь. Никаких профитов от перехода на ХР в производительности мы не получили. 

Наш нынешний видеоадаптер, как оказалось, мощнее GeForce 6600GT и находится где-то на уровне 6800, но не GT. В своё время - отличная видеокарта! Так что все игры до 2004 года она потянет с лихвой. А вот дальше могут начинаться проблемы.

И всем хороша X800 Pro, да только шейдеры у неё 2.0b вместо 3.0 и DirectX 9.0b вместо 9.0с. Поэтому мы приплыли к тому, что более мощные игры, которые бы ещё могли пойти, здесь уже не запустятся. Подобным же образом болит у владельцев GTX 280 и GTX 295 от того, что нельзя поиграть во что-то с DirectX 11.

Что же, попробуем запустить здесь что-то из более-менее современного.

Самым старым будет выступать Doom 3, он работает на всём, что горит. Насчёт него нет никаких сомнений, что заработает. Half-Life 2 используется уже более поздней версии, а не той из 2003-го года, которая работала даже на слабеньких Селеронах 1200, 256 Мб ОЗУ и каком-нибудь GeForce 2 MX 400. Тот же Borderlands 1 стартует и ползает на пределе играбельности на мобильном Intel GMA на GM45 чипсете. Metro 2033 и Skyrim запускаются на 7***-серии GeForce, думаю, и на 6800 бы оно запустилось. Bioshock тоже работал неплохо на 7600GT.

Почему-то не устанавливался S.T.A.L.K.E.R.

Поскольку кадры в секунду на глаз мы замерять не умеем, то будем пользовать MSI Afterburner. Интересно, что программа не показывает у X800 частоты и загрузку GPU. Ну, хотя бы загрузку CPU покажет.

На высоких настройках графики в разрешении 1024х768 имеем плавающие кадры от 12 до 60 лёгким поворотом мышки. Во время сложного освещения оба процессора бьются в 100% загрузки, и графика сразу же тормозит. Возможно, если бы у нас были более мощные процессоры на более быстрой шине, то такой просадки кадров бы мы не получали. 

Иногда ОЭД куда-то пропадает или превращается в кашу. Возможно, это связано с драйверами ATI или с самой видеокартой, но как-то так. 

Больше на этой системе не запустилось ничего. Borderlands 1 выпал с ошибкой, Metro 2033 - само собой, HL2 этой версии также не запускается. Skyrim сказал, что не хочет.

Из того, что могло у меня нести третьи шейдеры, был только GeForce 6200. 

Он установился сам, но драйверы всё равно нужно брать самому с официального сайта. Они даже сравнительно свежие! MSI Afterburner показывает здесь частоту ядра и памяти. Но загрузку всё ещё не покажет.

Итак, третий Doom пошёл и здесь, хоть и на среднем.

Здесь же всё упёрлось именно в видеоадаптер, его скорости очень не хватает. Процессоры не напрягаются на полную. Но относительно играбельную частоту кадров мы можем получить.

Конечно, просадки будут всегда. Качество картинки оставляет желать лучшего, но оно стартует, да.

Из остальных игр больше ничего не запустилось. Почти. Кроме Skyrim!

Тот работает, видимо, на любых дровах.

А я уж и не надеялся вообще, что оно запустится. Но смогло. Игра не соврала. Настройки графики настолько низкие, насколько это возможно. Эффекты на GeForce 6200 плющит во все стороны даже во время загрузки.

В самой игре всё очень плохо, и 6 кадров в секунду - максимум, который получилось выжать.

Только боль. И ничего, кроме боли.

Возможно, мог бы состояться тест на GeForce 6800 Ultra на 256 Мб, но он был артефачный. Я попробовал его пропечь и добил окончательно. Это случается.

Что мы можем вынести из этой истории? MSI K7D Master и два Athlon MP 1900+ в 2019-ом году никуда не годятся. Инструкций SSE2 нет, частота небольшая, прирота производительности на ХР тоже нет. Правда, что мы хотели от платы 2001-го года? Для своего времени в сочетании с каким-нибудь ультимативным GeForce 4 эта платформа могла порвать всё, учитывая, что в плату можно всадить два Athlon XP с нужной перемычкой. Но для старых игр и программ есть очень доступные и дешёвые Pentium 4 и Athlon XP в обычном исполнении, где нет никаких плясок с бубном, чтобы найти подходящие драйверы, там многое работает сразу и без проблем.

Если поставить туда Nvidia Quadro4 XGL 900 128 Mb, то получится почти топовая рабочая станция на февраль 2002, на которой и поиграть можно было, хоть Quadro4 не рассчитан на игры. Doom 3 и HL2 тогда ещё не вышли, ХР набирала обороты, эти два ядра щёлкали все задачи не глядя. Сейчас же пользы от MSI K7D Master нет вообще, если только использовать её по фану для своих нужд, запуская системный блок раз в полгода в минуты ностальгии. Да и для ХР, и игр в огромном диапазоне нулевых куда проще собрать Core 2 Duo и GeForce 8800, чем заниматься такими делами. 


Поделиться ссылкой:
Facebook Twitter ВКонтакте
Тэги:  GeForce old-hard видеокарты железо старое против нового

© Дмитрий Newbilius (программист)
и Дмитрий Hule (админ)
2010-2024 г.